Banner

Banner

 

"Знание – сила, покоряющая мир."

Полигон длиною в 25 000 км

В служебной документации производители моторных масел особо подчеркивают, что городской цикл вождения – наиболее тяжелое испытание для их продукции. Частные автомобили, постоянно эксплуатируемые в городе, многократно повторяют самую износоопасную для деталей и механизмов процедуру – запуск двигателя, особенно в условиях «холодного пуска».

«А как же спортивные автомобили?» – спросит внимательный читатель? Успокойтесь, они то же входят в категорию автомобилей, двигатели которых являются тяжким испытанием для моторного масла. Но с одной оговоркой: если спортивные авто участвуют в раллийных и трековых соревнованиях! Между тем все спортсмены в один голос утверждают, что во время соревнований только синтетические моторные масла способны эффективно защитить двигатели их автомобилей. А значит: если ваш автомобиль круглогодично эксплуатируется в городском цикле, и вы хотите как можно реже заезжать на СТО к мотористам, у вас есть эффективное решение – «синтетика»!

Чтобы убедиться в этом, а заодно оценить важнейшие потребительские параметры синтетического моторного масла POLO Syn Sport SAE 5W-50 API SL , в картер двигателя автомобиля Daewoo Lanos было заправлено названное моторное масло, а сам двигатель – опломбирован. Машина эксплуатировалась в городском цикле с характерным для него частым старт-стопом, мгновенными разгонами у светофора, резкими торможениями и преодолением «тянучек». Через 25 000 км интенсивной городской эксплуатации комиссия, в которую входили сотрудники одного из аккредитованных сертификационных центров, сорвала пломбы и произвела контрольный отбор отработанного моторного масла.

В лаборатории сертификационного центра «отработку» проверили по методологии, предусмотренной для оценки качества НОВОГО моторного масла. Результаты достойны того, чтобы внимательно их прочесть. Подавляющее большинство параметров – восемь из десяти – осталось в полях допусков, предусмотренные производителем и международными стандартами для НОВОГО высококачественного синтетического моторного масла.

Остановимся на тех параметрах, которые после сверхнормативного испытания перестали соответствовать требованиям нормативной документации (НД). Но вначале обратим внимание на то, что пробег испытывавшейся синтетики POLO Syn Sport SAE 5W-50 API SL более чем в два раза превысил требования к ТО двигателя автомобиля. А фактически даже больше – интервал замены моторного масла, используемого при обслуживании «городских» машин должен быть сокращен на 20-30 % в сравнении с нормативным. Итак.

Первый параметр – щелочное число (TBN) (п.4). Его абсолютная величина показывает, насколько высоки вымывающие свойства моторного масла и, в первую очередь, его способность нейтрализовать серосодержащие кислоты, разрушающие металлические (особенно железосодержащие) детали двигателя. На первый взгляд, резкое падение щелочного числа является катастрофическим. На самом деле это не так! Обратите внимание на чрезвычайно малую массовую часть механических примесей в составе отработки (п.8). Под механическими примесями подразумеваются либо металлические «опилки», образующиеся при сухом контакте вращающихся металлических деталей, либо «грязь», образующаяся при вымывании из двигателя лакообразных отложений, нагара и продуктов коррозии. Тот факт, что массовая часть механических примесей почти в пять раз меньше, предусмотренной НД, говорит о том, что щелочьсодержащие присадки выполнили свою задачу, нейтрализовали серосодержащие кислоты и ОСТАНОВИЛИ КОРРОЗИЮ металлических деталей двигателя. Косвенным доказательством тому служит высокое значение массовой части активных элементов (п.10) – именно фосфор и цинк входят в состав антизадирных и противоизносных присадок. Если бы щелочные присадки просто деградировали при сверхнормативном пробеге, то снижение массовой части активных элементов было бы катастрофическим, а массовая часть механических примесей превысила бы норму во много раз.

О том, что после пробега в 25 000 км масло осталось «чистым» и работоспособным, лучше всего свидетельствуют два параметра: индекс вязкости и температура загустевания. Оба названных параметра резко ухудшаются при загрязнении моторного масла или его термической деградации. В нашем случае они не только остались в норме, но и значительно лучше предусмотренных НД.

Что же касается несоответствия НД температуры вспышки в открытом тигле (п.7), то это могло быть вызвано двумя причинами. Прежде всего, значительным превышением интервала замены моторного масла, предусмотренного производителем. Во-вторых, качеством топлива, поскольку на некоторых заправках встречается «высокооктановое» топливо, полученное введением в бензин специальных добавок.

Несмотря на то, что в процессе испытаний моторное масло POLO Syn Sport SAE 5 W-50 API SL проработало в 2-3 раза дольше, чем это предусмотрено изготовителем двигателя, лабораторные анализы показали, что оно не потеряло своих смазывающих и защитных свойств. Так что если ваш автомобиль круглогодично эксплуатируется в городском цикле, использование синтетического моторного масла Polo Syn Sport SAE 5W-50 API SL гарантирует надежную защиту двигателя.

Название параметра, единицы измерения

Показатели согласно НД

Фактические результаты

Нормативные документы по методам испытаний

1.

Кинематическая вязкость при 100 оС, мм 2 , не менее

12,0

14,0

ГОСТ 33-82

2.

Индекс вязкости, не менее

115

138

ГОСТ 25371-82

3.

Температура загустевания,
оС, не выше

Минус 30

Минус 40

ГОСТ 20287-91

4.

Щелочное число, мг КОН на 1 г масла, не менее

7,5

1,5

ГОСТ 11362-76

5.

Плотность при 20 оС, г/см3, не более

900

893

ГОСТ 3900-85

6.

Сульфатная зольность, %, не более

1,30

1,24

ГОСТ 12417-73

7.

Температура вспышки в открытом тигле, оС, не ниже

210

178

ГОСТ 4333-87

8.

Массовая часть механических примесей, %, не более

0,015

0,0035

ГОСТ 6370-93

9.

Массовая часть воды, %, не более

следы

следы

ГОСТ 2477-65

10.

Массовая часть активных элементов, %, не менее:

  • Цинка
  • фосфора

0,10
0,10

0,15
0,11

ГОСТ 13538-68
ГОСТ 9827

Сайт разработан
POLO.UA

Материал, используемый на сайте, разрешено копировать
при условии соблюдения ссылки на www.polo.ua.
Copyright © POLO.UA 2004-2007