Banner

Banner

 

"Знание – сила, покоряющая мир."

КЛАССИФИКАЦИИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Для обеспечения долговечности и надежного пуска двигателя необходимо использовать масла, соответствующие по уровню эксплуатационных свойств его конструкции, а по вязкости — температурам окружающей среды.

Общие сведения

Вязкость — свойство масла, связанное с внутренним трением между его слоями. Она уменьшается с ростом температуры масла и наоборот. Диапазон рабочих температур всесезонных моторных масел составляет от -35°С (холодный пуск зимой) до +15°-180°С (температура масла в поддоне картера двигателя летом при его работе с полной нагрузкой), что приводит к изменению вязкости в сотни раз. Если она будет слишком низкой при высоких температурах, прочность масляной пленки между трущимися поверхностями и давление в системе смазки будут недостаточными. Это приведет к увеличению износа пар трения. Чрезмерно высокая вязкость при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не прокрутит коленвал, будет невозможен пуск двигателя. Возможно также масляное "голодание" на первых минутах его работы из-за того, что масло не будет прокачиваться по системе смазки.

Температура масла в двигателе зависит от температуры окружающего воздуха и конструкции ДВС. Чем теплее на улице, тем больше оно нагрето, несмотря на то, что температура охлаждающей жидкости в двигателе поддерживается в определенных пределах.

В связи с вышеперечисленным масла разбиты на классы по вязкости (см. ниже), для каждого из которых рекомендуются определенные температурные диапазоны применения, несколько различающиеся для разных моделей двигателей.

Зимние масла обладают небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска двигателя при низких температурах. Они не обеспечивают надежного смазывания двигателя в летних условиях эксплуатации.

Летние масла благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.

Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостными свойствами зимних, а при высоких — летних масел. Для достижения таких вязкостно-температурных характеристик маловязкие масла загущают специальными присадками, позволяющими им меньше "разжижаться" при высоких и "густеть" при низких температурах. Летние и зимние масла практически вытеснены всесезонными, так как нет необходимости заменять их при наступлении другого сезона. Кроме того эти масла могут обладать энергосберегающими свойствами.

Зависимость вязкости от температуры для разных классов масел показана на рис. 1.

Эксплуатационные свойства (их уровень) определяют возможную область применения масла (тип и степень форсирования двигателя). К ним относятся: противоизносные, моюще-диспергирующие, антиокислительные, антикоррозионные и энергосберегающие и другие свойства.

Вид масла зависит от его основы (базового масла), в которую вводятся пакеты присадок для улучшения эксплуатационных свойств. В качестве базовых масел используются минеральные (полученные переработкой нефти), синтетические (полученные путем органического синтеза), а также их смесь. Соответственно моторные масла подразделяются на минеральные (Mineral), синтетические (Fully Synthetic) и частично синтетические (Semi Synthetic) — в обиходе полусинтетические. Минеральные имеют невысокую стоимость при приемлемых эксплуатационных качествах, но относительно узкий температурный диапазон применения. Большую стоимость "синтетики" определяет сложность технологических процессов изготовления, но этот вид масла обладает лучшими свойствами, прежде всего малым изменением вязкости от температуры. Частично синтетические масла являются компромиссом между названными выше видами, имея лучшие свойства, чем минеральные, при более низкой цене, чем "синтетика".

Классификация моторных масел по ГОСТу 17479.1-85

Разделяет масла на классы по вязкости и группы по назначению и уровню эксплуатационных свойств.

По вязкости ГОСТ подразделяет масла на следующие классы:
  • летние — 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 (цифра указывает вязкость масла в мм2/с: чем она больше, тем выше вязкость);

  • зимние — 4, 5, 6;

  • всесезонные — имеют двойное обозначение: первая цифра указывает на зимний класс, которому соответствуют низкотемпературные характеристики масла, вторая — на летний: 3з/8, 4з/6, 4з/8, 4з/10, 5з/10, 5з/12 (буква "з" рядом с цифрой указывает на то, что масло загущено присадками).


Группы по эксплуатационным свойствам обозначаются буквами русского алфавита от А до Е (свойства масел улучшаются от А к Е) с индексами: 1 — для бензиновых двигателей, 2 — для дизелей. Буква без индекса обозначает универсальное масло, пригодное для использования в обоих типах двигателей. Если указаны две буквы, то численный индекс первой указывает на тип двигателя, в котором предпочтительнее использовать масло.

Пример обозначения моторного масла по ГОСТу приведен на рис. 2.

Классификация SAE

Классификация SAE J-300DEC99 Общества автомобильных инженеров США разделяет моторные масла по вязкости на 6 зимних и 5 летних классов. Зимние имеют в обозначении букву W (от англ. Winter — зима). Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость относящихся к нему масел.

Зимние классы: SAE OW, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W.

Летние классы : SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т. п.

Производители автомобилей дают собственные рекомендации по температурным диапазонам применения различных вязкостных классов масел. Это связано с особенностями конструкции двигателей (рекомендации для двигателей автомобилей ВАЗ и ГАЗ — на рис. 3 и 4).

Примерное соответствие классов масел по ГОСТу 17479.1-85 и SAE приведено на рис. 5.

Классификация API

Классификация API (Американский институт нефти) подразделяет моторные масла на две категории (рис.6):

S (Service) — для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и пикапов.

C (Commercial) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая (от А до L) — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (рис. 6). Класс SL введен только в 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью.

Универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей имеют обозначения обеих категорий, например API SG/CD, API SJ/CF.

Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving) и должны обеспечивать экономию топлива не менее 0,9-2%.

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных(CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).

В настоящее время API сертифицирует моторные масла классов SJ, SL, CF, CF-2, CF-4, CG-4, СН-4. Масла остальных классов по API, отмененных в США, следует использовать, если они допущены производителем автомобилей.

На упаковке масла, сертифицированного API, имеется маркировка, указанная на рис. 7.

Классификация ACEA

Европейская классификация ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) предъявляет более жесткие, чем API, требования к маслам. Содержит 12 классов и разделяет масло по трем категориям.

А — для бензиновых двигателей легковых автомобилей (А1-98, А2-96 и А3-98);

В — для дизелей легковых автомобилей (В1-98, В2-98, В3-98 и В4-98);

Е — для дизелей грузовых автомобилей (Е1-96, Е2-96, Е3-96, Е4-99 и Е5-99).

Последние две цифры указывают год последнего утверждения класса.

Класс Е1-96 на данный момент отменен, но так же как указано выше, его следует применять, если имеется допуск автопроизводителя.

Классификация ILSAC

Разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). ILSAC содержит три класса GF-1, GF-2, GF-3 для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Последний введен недавно и его свойства во многом совпадают с классом SL по API, но GF-3, как и все масла этой классификации, обязательно является энергосберегающим, а низкотемпературные характеристики у него ограничены классами SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W.

Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API.

Эмблема на упаковке масла, сертифицированного API на соответствие требованиям ILSAC, изображена на рис. 8.

Спецификации производителей автомобилей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автопроизводителей.

Поскольку конструкции двигателей разных марок различаются между собой, условия работы масла в них не совсем подобны. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо классификации (например, АСЕА), либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации, а их номер наносится на упаковку масла, рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

Примерное соответствие классов масел по различным классификациям и спецификациям производителей автомобилей приведено на рис. 9.

Рекомендации

При выборе моторного масла следует ориентироваться на спецификации (рекомендации) производителя автомобилей, изложенные в инструкции по эксплуатации. Желательно также принимать во внимание следующее:
  • перечень марок масел, допущенных к применению производителем автомобилей, постоянно изменяется. Получают допуск новые марки, некоторые масла его теряют;

  • применять масло с более высоким уровнем свойств, чем указанный производителем автомобилей, не всегда целесообразно. Как правило, стоимость такого масла выше и комплекс его свойств несколько иной, что может отразиться на надежности работы элементов системы смазки;

  • температурный диапазон применения, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;

  • не стоит ориентироваться на цвет масла. Большинство вводимых в него присадок делают его более темным;

  • замену масла необходимо производить в сроки, установленные производителем автомобиля. При эксплуатации в городе, по бездорожью и т.д. движение осуществляется преимущественно на низших передачах, соответственно двигатель совершает большее количество оборотов на тысячу километров пробега, чем при движении по трассе. Поэтому в таких условиях эксплуатации менять моторное масло необходимо в 1,5-2 раза чаще, чем указано в инструкции (для автомобилей ВАЗ в городских условиях период замены — 5-7 тыс. км);

  • для автомобилей со значительным пробегом замену масла производить чаще, так как условия его работы в изношенных двигателях более жесткие (прорыв раскаленных газов в картер из-за увеличенных зазоров между поршнями и цилиндрами и т. д.);

  • смену масляного фильтра проводят вместе с заменой масла. При использовании топлива сомнительного качества и большом пробеге по запыленной местности желательно заменять его чаще, чем масло (в разумных пределах). Большое количество продуктов неполного сгорания топлива и пыли из воздуха может вывести фильтр из строя раньше времени;

  • быстрое (через 1-2 тыс. км пробега) изменение цвета масла в двигателе (масло "почернело") не обязательно указывает на потерю его эксплуатационных свойств. Этот эффект, как правило, связан с тем, что качественное моторное масло смывает различные отложения в двигателе (нагар, лакообразные отложения и т.п.) и накапливает в себе продукты неполного сгорания топлива;

  • нежелательно смешивать минеральное и синтетические масла, а также доливать минеральное в частично синтетическое из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах. Результатом смешивания может быть выпадение присадок в нерастворимый осадок. Поэтому такой "долив" допустим только в крайних случаях, например чтобы доехать до гаража или автосервиса, где смесь, находящуюся в двигателе, необходимо сразу заменить на подходящее масло;

  • доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель. Масла разных производителей содержат различные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы. По результатам исследований ЦНИИ Морского флота, проводимых с целью изучения возможности "дозаправки" судов маслами в различных портах, даже если они совместимы, то после работы в двигателе не могут смешиваться без потери свойств;

  • если в процессе эксплуатации масло заменялось своевременно и имело соответствующее качество, промывку двигателя проводить не надо;

  • если неизвестно, какое масло заливал прежний владелец автомобиля, перед заменой необходимо промыть систему смазки специально предназначенным для этого промывочным маслом. В противном случае свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к быстрому засорению фильтра системы смазки;

  • добавление в моторное масло различных препаратов может улучшить одни его свойства и резко ухудшить другие, что неблагоприятно скажется на состоянии двигателя. Это связано с тем, что в качественном масле пакет присадок точно сбалансирован, а добавление в него какого-либо препарата, как правило, нарушает этот баланс;

  • в непрогретом до рабочей температуры масле присадки не успевают нейтрализовать кислоты, образующиеся из продуктов неполного сгорания топлива, что вызывает усиленный коррозионный износ поршней, их колец и цилиндров. Под нагрузкой (при движении автомобиля) двигатель прогревается быстрее. Поэтому в холодное время его прогрев "на месте" следует производить не более 3-5 мин;

  • в Москве и Московской области рекомендуется использовать зимой масла классов вязкости SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE 10W-30, SAE 10W-40. Однако это весьма общие рекомендации, которые не учитывают все условия эксплуатации, конструкцию и состояние двигателя.

Материал предоставлен интернет-изданием www.base.polstr.ru.

Сайт разработан
POLO.UA

Материал, используемый на сайте, разрешено копировать
при условии соблюдения ссылки на www.polo.ua.
Copyright © POLO.UA 2004-2007