Banner

Banner

 

"Знание – сила, покоряющая мир."

Тест-драйв… моторного масла

Можно ли объективно оценить качественные показатели моторных масел, впервые появившихся на украинском автомобильном рынке? Да!

Предоставленное официальным дистрибьютором полусинтетическое моторное масло POLO Syn Pro 500 SAE 10 W -40 API CI -4/ SL было залито в картер инжекторного двигателя автомобиля Daewoo Sens . Двигатель рабочим объемом 1300 см 3 имел большой пробег (96 тыс. км до контрольной заправки), а сам Sens эксплуатировался в качестве таксомотора. Перед сменой масла была произведена промывка двигателя специальной эксплуатационной жидкостью (в течение 15 мин.).

Такой подход был избран не случайно.

Во-первых, «таврические» двигатели (именно такой установлен в Daewoo Sens ) крайне чувствительны к качеству моторного масла. Этот факт неоднократно был подтвержден лабораторными и натурными испытаниями и не требует доказательств. Во-вторых, использование контрольного автомобиля в качестве таксомотора гарантирует тяжелые условия эксплуатации двигателя. В-третьих, тот факт, что контрольный автомобиль имеет значительный пробег (причем, в таксомоторном режиме), позволяет оценить защитные свойства моторного масла по отношению к двигателю, капитальный ремонт которого уже не за горами.

Перед началом эксперимента параметры моторного масла были измерены и засвидетельствованы в исследовательской лаборатории государственного предприятия «Судебный информационный центр». Там же производилась качественно-количественная оценка «отработки». Сознательно нарушая предписания производителя, состояние моторного масла оценивалось визуально и по запаху. Показания одометра в расчет не принимались.

Испытания были остановлены после пробега, составлявшего 22 тыс. км, а слитое моторное масло – «отработка» – были повторно отправлены в «Судебный информационный центр» для повторного исследования. Вот его результаты.

№ пп

Название параметра, размерность

Параметры, согласно НД

Параметры, измеренные до испытаний

Параметры, измеренные после испытаний

1.

Кинематичская вязкость при 100 о С, мм 2 /с

не менее 12,0

15,3

14,2

2.

Индекс вязкости

не менее 115

134

136

3.

Температура загустевания, о С

не ниже -30

-30

-27

4.

Щелочное число, мг КОН на г моторного масла

не ниже 7,5

7,7

6,0

5.

Плотность при 20 о С, кг/м 3

не более 900

863

876

6.

Сульфатная зольность, %

не более 1,30

0,99

2,7

7.

Температура вспышки, о С

не ниже 210

215

185

8.

Массовая часть механических примесей, %

не более 0,015

0,009

0,01

9.

Массовая часть воды, %

Следы

Отсутствуют

Присутствуют

10.

Массовая часть активных элементов, %


- цинк

- фосфор

 

 

не менее 0,10

не менее 0,10

 

 

0,11

0,1

 

 

0,19

0,137

Теперь проанализируем приведенные в таблице показатели.

Прежде всего, обратите внимание на то, что массовая часть механических примесей практически не изменилась (п.8). Ее увеличение на 0,001% могло стать следствием допустимой погрешности измерений. О чем это говорит? О том, что на протяжении 22 тыс. км моторное масло POLO Syn Pro 500 SAE 10 W -40 эффективно защищало двигатель от задиров и износа. Следовательно, противоизносные присадки и модификаторы трения оказались весьма надежными и эффективными.

В поле допуска остались и основные физические показатели: кинематическая вязкость при рабочей температуре и плотность (пп. 1 и 5). Это означает, что введенная в базовое масло загущающая присадка оказалась чрезвычайно устойчивой к интенсивным перегрузкам. О том же свидетельствует и рост индекса вязкости (п. 2).

А как же быть с параметрами, значения которых упали ниже нормы? Прежде всего, повторимся: испытания проводились на «предремонтном» двигателе с пробегом 96 тыс. км с сознательным нарушением предписаний производителя. Уже одно это могло привести к «срабатыванию» любого моторного масла, включая синтетику. В нашем случае в картер была залита полусинтетика.

Анализ результатов исследования «отработки» говорит о том, что причиной ухудшения нескольких параметров вероятно является не само моторное масло, а внешние факторы: предремонтное состояние двигателя и низкое качество топлива, которым заправлялся контрольный автомобиль. Из чего это следует?

Обратите внимание на синхронное ухудшение двух параметров: температуры загустевания (п. 3) и температуры вспышки (п. 7). Чаще всего это происходит при попадании в моторное масло воды, что могло быть вызвано следующими факторами:

1. Негерметичностью охлаждающей системы двигателя,

2. Обильным выпадением конденсата внутри контрольного двигателя;

3. Повышенным содержанием воды в бензине – не перевелись еще Василии Алибабаевичи (помните «Джентльменов удачи»?) на земле нашей!..

О низком качестве использовавшегося при проведении эксперимента бензина, проявившемся в повышенном содержании серы, может говорить падение щелочного числа. Чем больше серы в топливе, тем больше образуется серосодержащих кислот при взаимодействии серы с водой и тем активнее понижается щелочное число. Интересный нюанс – при повышенном содержании серы в бензине, в «отработке» резко возрастает сульфатная зольность (часть серы не успевает превратиться в кислоту и попросту сгорает в двигателе). Смотрим в таблицу, находим соответствующий параметр (п. 6) и что мы видим? Более чем двукратное возрастание сульфатной зольности в моторном масле…

Резюме . Проведенный эксперимент позволяет сделать в отношении моторного масла POLO Syn Pro 500 SAE 10 W -40 следующие выводы:

  1. Те параметры, которые определяются исключительно качеством моторного масла, остались в поле допуска даже после продолжительных интенсивных перегрузок исследуемого продукта;
  2. Пусковые (запуск холодного двигателя) и противоизносные характеристики исследуемого моторного масла находятся на чрезвычайно высоком уровне;
  3. «Проседание» температуры загустевания и температуры вспышки, скорее всего, определяется попаданием в моторное масло влаги. Это могло быть вызвано как технически неисправным (или, скорее, «предремонтным») состоянием двигателя, так и низким качеством топлива;
  4. Значительное превышение нормы по параметрам: «Сульфатная зольность» и «Щелочное число» могло быть следствием низкого качества топлива (повышенным содержанием серы) или прорывом в камеру сгорания отработанных газов.

Сайт разработан
POLO.UA

Материал, используемый на сайте, разрешено копировать
при условии соблюдения ссылки на www.polo.ua.
Copyright © POLO.UA 2004-2007