Banner

Banner

 

"Кто мудр? У всех чему-нибудь научающийся. Кто силен? Себя обуздывающий. Кто богат? Знающий себя и свой мир."

МОТОРНЫЕ МАСЛА

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

Жидкости для автоматических коробок передач

К жидкостям, работающим в автоматических коробках передач, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоиз-носным и противоокислительным свойствам, чем к маслам, применяемым в дру-гих агрегатах. Поскольку автоматические коробки включают в себя несколько совершенно разнородных узлов - гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления, - спектр функций масла весьма широк. Оно и смазывает, и охлаждает, и передает вращающий момент. Динамические нагрузки в таких передачах меньше чем в обычных коробках передач из-за от-сутствия жесткой связи между двигателем и трансмиссией.

Жидкости для автоматических коробок передач зачастую выпускаются под осо-быми индексами, наиболее распространенные из которых - Туре F, DEXRON, MERCON. Различаются они в основном фрикционными характеристиками. Все эти жидкости представляют собой минеральные масла с хорошей низкотемпе-ратурной текучестью. Жидкости DEXROМ (DEXRON II, DEXRON IIE, DEXRON III) соответствуют требованиям, предъявляемым к автоматическим трансмиссиям General Motors, MERCON - трансмиссиям Ford, выпущенным после 1981г., а Туре F (соответствующая спецификация Ford M2C33F) - к Ford выпуска до 1981 г.

Встречаются жидкости, которые соответствуют специфика-циям DEXRON и MERCON. Это не означает, что они не годятся для коробок других производителей - привязка к фирме означает лишь, что масла разраба-тывались по ее заказу или соответствуют этим требованиям и сертифицирова-лись ее специалистами.

В июле 2003 года комитет по ATF компании "Дженерал Моторс" утвердил новую спецификацию на жидкости для автоматических коробок передач DEXRONR-III (H).

Главные преимущества новой спецификации на трансмиссионную жидкость DEXRONR-III (H):
1) увеличилась термическая стабильность;
2) повысилась окислительная устойчивость;
3) увеличился срок службы жидкости (ресурс);
жидкость взаимозаменяемая для любых автоматических коробок передач.

Классификация по вязкости

Класс вязкости
Минимальная температура достижения динамической
Кинематическая вязкость при 100 oC, мм2/с
 
вязкости 150 Па* с, C
не менее
не более
Зимние
70W
-55
4,1
-
75W
-40
4,1
-
80W
-26
7,0
-
85W
-12
11,0
-
Летние
90
-
13,5
24,0
140
-
24,0
41,0
250
-
41,0
-

Международная классификация по вязкости SAE (Society of Automotive Engeneers) делит масла на 7 классов: 4 - с индексом W (Winter) - зимних и 3 летних. Если масло всесезонное, у него двойная маркировка, например, SAE 80W-90, SAE 75W-90 и т. д.

Классификация производителей оригинального оборудования (ОЕМ)

Система классификации ZF

"Zahnradfabrik Friedrichshafen" (Германия, Фридрихсхафен, далее ZF ) является одной из крупнейших и влиятельных компаний в Европе по производству передач и силовых агрегатов транспортных средств. Компания создала систему классификации всех видов автотранспортных передач. Каждый вид имеет свой список смазочных материалов. Эти списки обозначаются инициалами и цифрами от ZF TE-ML 01 до ZF TE-ML 15.

Список смазочных материалов ZF
Назначение (узлы и агрегаты)
ZF TE-ML 01 Механические не синхронизированные коробки передач с шестернями постоянного зацепления (коммерческие автомобили)
ZF TE-ML 02 Механические и автоматические трансмиссии грузовых автомобилей и автобусов
ZF TE-ML 03 Коробки передач с гидротрансформаторами для внедорожной мобильной техники (строительная и специальная техника, автопогрузчики)
ZF TE-ML 04 Судовые трансмиссии
ZF TE-ML 05 Ведущие мосты внедорожной мобильной техники
ZF TE-ML 06 Трансмиссия и гидравлические навесные системы тракторов
ZF TE-ML 07 Передачи с гидростатическим и механическим приводом, системы с электроприводом
ZF TE-ML 08 Системы рулевого управления (без гидроусилителя) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
ZF TE-ML 09 Системы рулевого управления (с гидроусилителем и маслонасосом) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
ZF TE-ML 10 Коробки передач типа Transmatic для легковых и коммерческих транспортных средств
ZF TE-ML 11 Механические и автоматические трансмиссии легковых автомобилей
ZF TE-ML 12 Ведущие мосты легковых автомобилей, коммерческих транспортных средств и автобусов
ZF TE-ML 13 Агрегаты ZF в транспортных средствах специального назначения
ZF TE-ML 14 Автоматические трансмиссии коммерческих транспортных средств
ZF TE-ML 15 Тормозные системы транспортных средств специального назначения

Требования к трансмиссионным маслам и гидравлическим жидкостям для некоторых легковых автомобилей Ford:

Агрегат
Масла, в соответствии со спецификацией Ford
Примечания
Механическая КПП (с дифференциалом):
4-ступенчатая, B5 SQM-2C 9008-A Трансмиссионное масло EP, SAE 80
iB5, Probe WSD-M2C 200-B Трансмиссионное масло, SAE 75W-90
MTX75, VTX 75 ESD M2C 186-A Трансмиссионное масло
Механическая КПП (4-ступенчатая) SQM-2C 9008-A Трансмиссионное масло EP, SAE 80
Механическая КПП (5-ступенчатая):
Cosworth 2x4 SQM-2C 9010-A Жидкость ATF тип CJ
Cosworth 4x4, MT 75, MT 75 (4x4) ESD M2C 186-A Трансмиссионное масло
4x4 (за исключением Maverick) SQM-2C 9008-A Трансмиссионное масло EP, SAE 80
все остальные ESDM-2C 175-A Полусинтетическое масло
Механическая КПП (4x4):
Escort (за исключением Cosworth) SQM-2C 9008-A Трансмиссионное масло EP, SAE 80
Maverick, Explorer ESPM-2C 166-H Жидкость ATF тип H
Mondeo ESD-M2C 186-A Трансмиссионное масло
все остальные SQM-2C 9010-A Жидкость ATF тип CJ
Автоматическая КПП
Все до 1981 модельного года SQM-2C 9007-A Жидкость ATF тип G (не допускается смешивание с жидкостями других типов!)
C3 с 1981 модельного года (красн метка на щупе) ESPM-2C 166-H Жидкость ATF тип H
A4LD, - ATX , - CD4E модельный ряд с 81-го до 90-го года SQM-2C 9010-A Жидкость ATF тип CJ(может смешиваться с жидкостями типа H)
CTX ESPM-2C 166-H
WS-M2C 199-A
Жидкость ATF тип Н Трансмиссионное масло Universal CVT
AG4 NO52162VX00
NO52145VX00
в коробку:- жидкость ATF
в дифференциал: трансмиссионное масло API GL5, SAE 75W-90
5R55E XT-5-QM Жидкость ATF Motorcraft Mercon V
Передний мост 4x4
все, за исключением Explorer SQM-2C 9002-AA трансмиссионное масло API GL5, SAE 90
Explorer 'WSP-M2C 197-A трансмиссионное масло API GL5, SAE 80W-90
Задний мост
легковые автомобили и Explorer модели 93/94гг SQM-2C 9002-AA трансмиссионное масло API GL5, SAE 90
добавить в масло присадку Ford EST-M2C118-A
Explorer модельный ряд с 95 г. WSP-M2C 197-A трансмиссионное масло API GL5, SAE 80W-90
добавить в масло присадку Ford WSP-M2C196-A
Explorer модельный ряд с 97 WSL-M2C 192-A трансмиссионное масло API GL5, SAE 80W-90
добавить в масло присадку Ford EST-M2C118-A
Galaxy N052726YO гипоидное масло SAE 75W
Transit SR-M2C 9102A гипоидное масло SAE 90
Maverick ESW-M2C 119A трансмиссионное масло
Econovan
Коробка передач и задний мост SQM-2C9002-AA При постоянных температурах воздуха выше 18C SAE 90; ниже 18C SAE 80
Гидроусилитель рулевого управления-легковые автомобили и Transit до 90 г. SQM-2C9010-A
с 91г. ESPM-2-C-166H
За исключением Galaxy, Probe, Windstar, Explorer (см.ниже)
Galaxy N052146VXOO гидравлическое масло
Probe, Windstar, Explorer ESW-M2C33-F гидравлическое масло

Mercedes Benz
Общие указания по трансмиссионным маслам, на основании листа-спецификации MB Blatt 231.1

Механическая КПП 235.10
Передний дифференциал (4Matic) (235.0), 235.7
Задний дифференциал (обычный) (235.0), 235.7
Дифференциал ограниченного скольжения 235.7
Рулевое управление без усилителя 235.0
Спецификации жидкостей ATF
Механическая КПП 236.2, (236.6)
Автоматическая КПП "MB" без GKUB (1) 236.1, 236.6, 236.7, (236.8) 236.9, 236.10, 236.81
с GKUB (1) 236.10
Передний дифференциал (4Matic) (235.0), 235.7
Задний дифференциал (обычный) (235.0), 235.7
Раздаточная коробка (4Matic) 236.6
Рулевое управление L 075 Z 236.3
Рулевое управление с гидроусилителем 236.3

Примечание - (1) GKUB - урегулированное сцепление для блокировки гидротрансформатора.

Классификация трансмиссионных масел согласно API

Классификация по эксплуатационным свойствам согласно API (American Petroleum Institute) предусматривает деление масел на 6 групп в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.

Группа
Область применения
GL-1
Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках
GL-2
Червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках
GL-3
Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях
GL-4
Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах
GL-5
Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен
GL-6
Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок

МT-1

Требования несинхронизированных механических передач, используемых в автобусах и тяжелонагруженных грузовиках. Масла, выполняющие требования API МT-1, обеспечивают защиту от теплового окисления, износа деталей, защищают уплотнения. Масла категории API МT-1 не предназначены для использования в синхронизированных передачах и автоматических коробках передач легковых и тяженагруженных автомобилей. Масла API МT-1 имеют преимущества над категорией API GL-5 по термической и высокотемпературной стабильности, совместимости с материалами уплотнений и моющими свойствами.

Группа GL-6 в настоящее время практически не используется. При необходимости область применения группы GL-5 дополняется соответствующей информацией в технической документации на эти масла.

Соответствие классов трансмиссионных масел согласно API и ГОСТ

    API

    GL-1

    GL-2

    GL-3

    GL-4

    GL-5

    GL-6

    MT-1

    ГОСТ

    ТМ-1

    ТМ-2

    ТМ-3

    ТМ-4

    ТМ-5

    -

    -

     Материал предоставлен интернет-изданием www.lubricants.com.ua

Сайт разработан
POLO.UA

Материал, используемый на сайте, разрешено копировать
при условии соблюдения ссылки на www.polo.ua.
Copyright © POLO.UA 2004-2007